Плохая память, причины. как улучшить память?
Содержание:
- Правильно ли говорить — “у меня плохая память”?
- Причины плохой памяти
- Повышайте концентрацию.
- Тренируйте силу воли.
- Признаки развития нарушений памяти
- Лечение нарушений памяти. Лечение в клинике «Эхинацея»
- Неврологические и психологические последствия после коронавируса
- Развитие памяти у подростков 15-16 лет
- Диагностика
- Особенности лечения
- Виды проблем с памятью
- Высокие кардио-риски при коронавирусе
- Обзор
- Трудности с выполнением привычных заданий
- Как проявляется
Правильно ли говорить — “у меня плохая память”?
Мы привыкли жаловаться на память, говоря “у меня плохая память”, словно память — это какой-то общий термин. Однако следует знать, что память — это не один процесс. Существует множество видов памяти. Память — это сложный комплексный процесс, состоящий из различных субпроцессов и фаз.
По функции и характеристикам можно выделить 3 основных типа памяти: кратковременная память, долговременная память и рабочая память.
Кратковременная память — это наша активная память, позволяющая, например, запомнить номер телефона, который нам только что дали. Кратковременная память обладает ограниченным объёмом.
Долговременная память — это наша постоянная “база данных”, содержащая наш опыт и знания. Благодаря ей мы можем вспомнить, например, определённый эпизод из детства — празднование дня рождения, каникулы, проведённые вместе с семьёй.
Рабочая память играет важную роль, многие учёные считают, что она является основным компонентом интеллекта человека. Рабочая память позволяет нам связывать наши знания и прожитый опыт с ситуацией, в которой мы живём в настоящем, чтобы мы могли действовать соответственно. Этот вид памяти мы используем при беседе, или когда нас о чём-то спрашивают. Наш мозг обрабатывает полученную информацию и ищет в “базе данных” другую информацию, связанную с ней, что позволяет нам давать ответы при разговоре.
Не забудьте включить субтитры на русском языке.
Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, будем признательны за ваши вопросы и комментарии.
Перевела с испанского Анна Иноземцева
This post is also available in: Испанский
Причины плохой памяти
Возможной причиной ухудшения памяти являются вредные привычки, такие как употребление алкоголя (речь не идет о чуть-чуть и по праздникам) и табакокурение (после отказа от курения, лично сам ощутил изменения к лучшему, и не только в памяти — улучшилась концентрация внимания и наблюдательность). О вреде курения и алкоголя сказано и написано много, и вы сами все прекрасно понимаете. Если вам дорога ваша память и здоровье в целом, бросайте эти пагубные привычки!
Плохая память может быть признаком информационной перегрузки. Переизбыток информации приводит к поверхностному восприятию этой информации. Большое количество всевозможной информации порождает нежелание, а дальше и неумение концентрироваться на одном источнике (порой некоторые люди умудряются, разговаривая по телефону, смотреть телевизор и при этом еще активно искать в интернете необходимую им информацию)
А если вы не сможете сконцентрировать свое внимание на предмете запоминания, вам будет нечего запоминать
Еще одной причиной плохой памяти является неправильное питание. «Питание для памяти» – это витамины и микроэлементы, которые ускоряют биохимические процессы в головном мозге человека, оказывают стимулирующее воздействие на клетки головного мозга. Учеными давно выяснили — правильное питание сохраняет и улучшает память.
Нехватка кислорода в крови – еще одна причина плохой памяти. Достаточное насыщение организма кислородом обеспечивает высокую работоспособность и активность головного мозга, а, следовательно, и хорошую память. Чаще бывайте на природе, дышите свежим воздухом, занимайтесь спортом.
Часто причиной ухудшения памяти становится плохое самочувствие, депрессия, беспокойство и стресс. Все это сужает восприятие внешнего мира, до рамок внутренних переживаний. Память слабеет и ухудшается пропорционально беспокойству человека. Сохраняя спокойствие, вы сохраняете возможности своей памяти, а переживая даже по поводу своей забывчивости, вы тем самым только усложняете ситуацию.
То, что вы не высыпаетесь в достаточной мере, тоже может быть причиной плохой памяти. Без здорового сна память на химическом уровне не может работать в полную силу. К тому же спать нужно ночью (именно в темное время суток происходит полное восстановление клеток головного мозга), так как человек настроен на биологические ритмы смены дня и ночи.
Ухудшение памяти может быть первым симптомом приближающихся тяжелых заболеваний, таких как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, Альцгеймера. Поэтому если у вас возникли проблемы с памятью и еще ряд признаков говорит о «подкрадывающемся» недуге, необходимо обратиться к врачу.
Иногда причиной того, что мы не можем что-то запомнить, является отсутствие интереса к предмету, а не плохая память. Это легко заметить и просто отследить
Обратите внимание, как вы запоминаете информацию, связанную с любимым делом, с вашими увлечениями и хобби. Если вы легко держите в голове огромный массив информации по увлекающей вас теме, если по памяти с легкостью воспроизводите какие-либо схемы и апеллируете кучей чисел и специальными терминами и при всем этом не потратили на зубрежку и запоминание этой информации ни минуты – не стоит говорить, что у вас плохо с памятью
Просто то, что вы не можете запомнить, вас не сильно волнует и интересует, а это не помогает сосредоточиться, поэтому на запоминание уходит много времени и энергии.
Конечно, основная причина плохой памяти – это неумение ей пользоваться. Память человека работает по своим законам, применяя которые вы облегчаете себе запоминание и припоминание информации (даже той, к которой отсутствует интерес). Существуют различные способы и приемы развития памяти (грамотное повторение информации, ассоциации, умение получать впечатления от информации, которую запоминаете, умение её извлечь из памяти, и т. д.), упражнения на развитие памяти, позволяющие улучшить способность к запоминанию и эффективному извлечению информации. Так, что умение запоминать и припоминать — не дар свыше, это навык, которому можно научиться.
Причины плохой памяти у разных людей не могут быть одинаковы. Помощь в случае ухудшения памяти зависит от тех причин, которые вызвали это расстройство. Выяснив причин(у)ы, вы всегда сможете принять конкретные меры и вовремя восстановить теряющую силу память.
Хорошей вам памяти!
P.S. Постоянно поддерживать ум и память в отличном состоянии поможет онлайн тренажер и упражнения по нейробике. Читайте — «Нейробика – зарядка для ума!»
Повышайте концентрацию.
Чтобы производительность увеличилась, мозг нужно разогреть с утра и «подзарядить» после обеда. Помогает ходьба и простые физические упражнения.
Так как размытые сроки для рабочих задач часто ведут к прокрастинации, Цукияма рекомендует ставить временные ограничения. Когда человек быстро справляется с задачей, у него какое-то время длится такое эффективное состояние. Хотите успеть как можно больше? Учитывайте, что интервалы интенсивного труда длятся всего 2 часа и сравнимы с экзаменом.
Вы можете работать весь день с перерывами спустя 2 часа и заканчивать, когда производительность падает на 30 %. Когда у вас есть ограничение по времени, появляется четкое решение, пошаговый план и минимум вариантов.
Каждый раз, когда вы берете работу домой и посвящаете ей все свободное время, высокая производительность исчезает. К чему это приводит? Задача, на которую нужен был час, растягивается на весь день. Распределите объем задач на все рабочее время в неделе, чтобы ваши вечера и выходные были посвящены общению с близкими и любимым занятиям.
Для высокой производительности нужна конкуренция, так как в человеческом мышлении заложена тяга к победе. Соревновательный подход помогает улучшить показатели компании или завода в десятки раз.
Тренируйте силу воли.
Воля тормозит и ускоряет человека
Важно, чтобы желаемая цель была сильной, иначе человек сдувается при первых трудностях. При обучении и в своем личностном развитии рекомендуется давать обратную связь в виде похвалы или конструктивной критики
Отличный способ улучшить работу мозга — искать то, за что можно похвалить другого человека: так вы становитесь внимательнее.
В начале статьи мы уже упомянули, что живое общение необходимо для баланса мозговых функций.
Если говорить о знакомствах — они дают позитивный эффект для работы мозга. Смена обстановки, новые люди — все заставляет мозг работать немного активнее.
Признаки развития нарушений памяти
Могут появляться в одночасье, а могут развиваться практически незаметно
То, как прогрессирует заболевание, важно для диагностики
Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты.
По количеству выделяют такие симптомы:
- Амнезия. Так называется полное забывание событий какого-либо временного периода. Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний.
- Гипермнезия. Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации.
- Гипомнезия. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти.
Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти:
- Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени.
- Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации.
Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний:
- Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события.
- Удаление событий, компрометирующих человека.
Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное. В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему.
Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей:
- Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени.
- Замещение собственных воспоминаний вымышленными, никогда не существовавшими в реальности и объективно невозможными.
- Замещение собственных воспоминаний ситуациями и фактами, почерпнутыми из СМИ, где-либо услышанными — то есть реальными, но не принадлежащими конкретным людям или пациенту.
Еще одно необычное нарушение связано с восприятием реального времени как чего-то такого, что происходило в прошлом.
Так как бывает чрезвычайно важно разобраться, какие именно нарушения есть у пациента, ему приходится долгое время работать с психиатром даже при отсутствии психического заболевания — это необходимо для объективного распознавания симптоматики и постановки верного диагноза
Лечение нарушений памяти. Лечение в клинике «Эхинацея»
Лечение плохой памяти строится на непосредственном воздействии на причину проблемы. Чаще всего снижение памяти связано с неврозом, нервным истощением и бессонницей.
Мы восстанавливаем работу нервной системы, полноценный ночной сон и адекватную реакцию пациента на внешние раздражители. После этого память восстанавливается довольно быстро.
В том случае, если ухудшение памяти вызвано органическими причинами (гибель или нарушение работы клеток мозга), лечение будет построено на коррекции основного заболевания, а прогноз зависит от того, насколько восполнима потеря клеток головного мозга. В большинстве случаев вполне реально значительно улучшить память, и в некоторых случаях – полностью ее восстановить.
Лечебная транскраниальная магнитная стимуляция при нарушении памяти – способ “разбудить” слабо работающие отделы мозга
Неврологические и психологические последствия после коронавируса
Российские неврологи подтверждают, что число жалоб на проблемы с памятью, ориентированием во времени и пространстве после перенесенного COVID-19 растет. Работа ослабленных легких ухудшается, снижая обогащение коры головного мозга кислородом.
Заведующий отделением неврологии ЦКБ № 1 РЖД Евгений Середкин рассказал РБК Трендам, что кроме проблем с ориентированием во времени и пространстве, даже после легкой формы коронавируса могут наблюдаться нейромиалгии — сильные боли в мышцах.
Зарубежные медики называют частые неврологические осложнения «коронавирусным затуманиванием мозга» — так описывают когнитивные симптомы, которые могут включать потерю памяти, спутанность сознания, трудности с фокусировкой, головокружение.
Социальная экономика
Как изменилось наше ощущение времени на самоизоляции
Доктор Эндрю Бадсон, руководитель отдела когнитивной и поведенческой неврологии Бостонского центра здравоохранения ветеранов и преподаватель неврологии в Гарвардской медицинской школе, говорит, что среди выживших в отделении интенсивной терапии у одной трети людей наблюдается настолько сильная степень когнитивных нарушений, что результаты нейропсихологического тестирования средней степени тяжести
В повседневной жизни такое когнитивное воздействие на память, внимание и способность выполнять какие-либо действия может привести к трудностям при приеме лекарств, распоряжении финансами, понимании печатных текстов и даже общении с семьей
Роберт Стивенс, профессор и глава отделения интенсивной терапии Johns Hopkins Medicine в США, предупреждает о широком спектре неврологических осложнений — острое развитие делирия (психическое расстройство, протекающее с помрачением сознания, нарушением внимания, восприятия и мышления) или энцефалопатии затрагивает 40-50% пациентов с умеренным и тяжелым COVID-19. Ишемический инсульт наступает у 3-5% людей, госпитализированных с COVID-19.
Зарубежные эксперты во время болезни и реабилитации рекомендуют работать с памятью — займитесь головоломками и занятиями, которые заставляют вас думать больше.
Что касается психологического состояния, то еще показали наличие беспокойства, депрессии, проблем со сном. Вне зависимости от того, перенес ли человек COVID-19 — ослабление социальных контактов, финансовые потери, малоподвижный образ жизни, нарушение сна во время самоизоляции стали основными факторами психических расстройств.
Социальная экономика
Сплошной стресс: к психологам стали чаще обращаться с жалобами на тревогу
Екатерина Артеменко, комьюнити-директор, сервис видеоконсультаций с психотерапевтами «Ясно»:
С точки зрения психологической помощи — нужно работать, как с кризисом или травмой, как с некоторым событием, которое «сбило с ног». Коронавирусная инфекция негативно влияет на когнитивные процессы — ухудшается память, снижается скорость обработки информации. Эмоциональная сфера тоже страдает — часто люди с коронавирусом демонстрируют субдепрессивные симптомы и описывают свое состояние как потерю сил и отсутствие желания что-либо делать. Это тоже не является каким-то уникальным явлением — после сложной борьбы часто не остается сил на радость победы. По моему опыту работы с клиентами, которые проходили довольно тяжелое течение болезни дома и продолжали психотерапию онлайн, — само присутствие другого человека рядом, поддержание регулярного контакта и получение реакции на сложные эмоции давало хороший эффект облегчения.
Развитие памяти у подростков 15-16 лет
В 15-16 лет ребенок особенно склонен к подростковому бунту, учеба у него вызывает все меньше интереса. Это связано не только с тем, что у него появилась потребность больше времени проводить с друзьями и за компьютерными играми. Дело в том, что учебная программа современных школ достаточно сложна, детям трудно сохранять высокую успеваемость по всем предметам. Поэтому они стараются реализоваться в тех видах деятельности, которые даются им легче: в общении со сверстниками, творчестве, хобби или спорте.
Чтобы добиться высокой мотивации к учебе, важно делать акцент на развитии памяти у подростков. Когда ребенку достаточно пробежать глазами параграф по истории или обществознанию, чтобы легко усвоить тему, он с большим энтузиазмом станет относиться к выполнению домашних заданий
Также и формулы по алгебре и геометрии будут моментально откладываться в копилке знаний, если у подростка хорошо развита зрительная память.
Еще в начальной школе заметно, что одни ученики быстрее справляются с заданиями, легче усваивают материал, а другие малыши с трудом могут запомнить небольшое четверостишие. Уже тогда можно оценить степень развития памяти.
Когда внимание ребенка рассеяно, а разум настолько перегружен, что порой не способен запомнить и десятка слов, наступило время задуматься о тренировке памяти
Диагностика
Диагностика начинается с внимательного сбора анамнеза — это связано с тем, что наиболее важную информацию о своем состоянии может сообщить сам пациент или его родственники. Первым делом врач определяет, какой компонент памяти страдает больше всего, а затем намечает план дальнейшего обследования.
Разработано и применяется множество специализированных тестов, которые позволяют дифференцировать различные нарушения.
Чаще всего применяются такие тесты:
- Повторение слов сразу же после того, как они были услышаны — позволяет оценить работу кратковременной памяти. Понятно, что здоровый человек сможет повторить все слова.
- Повторение десяти слов. Суть теста в том, что врач озвучивает десять никак не связанных между собой слов. Пациент их повторяет. Затем этот цикл повторяется с теми же словами 5 раз. Здоровые люди первый раз называют не менее 4 слов, а при последнем повторении могут озвучить все.
- Метод пиктограмм. Пациенту озвучивают несколько слов (обычно около 10), а затем дают время, чтобы он изобразил на бумаге вспомогательный рисунок. По рисунку пациент называет слова, а затем его просят посмотреть на бумагу и назвать их через час. Нормой считается запоминание не менее 90% слов.
- Простой, но эффективный метод — пересказ простого сюжетного текста из нескольких предложений. Тест имеет вариации — текст зачитывает врач или сам пациент (таким образом тестируют зрительную и слуховую память).
Не менее важны и инструментальные исследования, которые позволяют оценить функциональное состояния головного мозга и состояние кровеносной системы. Активно применяются электроэнцефалография, резонансная томография и .
Если есть предположения о том, что нарушение памяти появилось вследствие соматического заболевания — то применяют диагностические методы, направленные на выявление основного диагноза, а состояние памяти контролируют во время выздоровления.
Особенности лечения
Специалисты, осуществляющие лечение СДВГ у детей, должны в своей работе использовать биопсихосоциальный подход. То есть терапия должна быть комплексной и затрагивать разные аспекты. В нее включаются медикаментозные методы, психологическая и педагогическая помощь, дефектологическая и нейропсихологическая коррекция:
- психологическая помощь. Психотерапевт используется различные методики воздействия на ребенка. Выбор конкретной техники зависит от особенностей протекания заболевания и наличия сопутствующих расстройств, а также от того, какой симптом ярче выражен. Наиболее успешными при решении такого рода проблем являются когнитивно-бихевиоральная психотерапия и психолого-педагогическая коррекция;
- медикаментозная терапия в большинстве случаев вводится на начальных этапах лечения. Это позволяет уменьшить проявление некоторых симптомов и усилить эффективность психотерапевтических методов воздействия. Выбор препаратов должен осуществлять врач после тщательного обследования ребенка. При лечении пациентов дошкольного возраста рекомендуется придерживаться принципов монотерапии, то есть в ходе лечения принимать только один лекарственный препарат за курс;
- социально-реабилитационное направление позволяет ребенку получить необходимую для адаптации в социуме помощь. Активная работа ведется с семьей. Как правило, дети с СДВГ растут в условиях гиперопеки и вседозволенности, но также к ним могут выдвигаться слишком много непосильных требований. Семейная терапия и обучение родителей позволяет значительно улучшить микроклимат в семье.
В ходе комплексного лечения СДВГ у детей удается заметно снизить степень выраженности симптомов патологии. Ребенок может повысить уровень своего социального функционирования и качество жизни.
По мере роста ребенка нарушения в обменных процессах мозга и нейромедиаторных системах приостанавливаются, а затем полностью компенсируются. В подростковом возрасте часть симптомов расстройства будет полностью отсутствовать, но основные могут сохраняться у взрослых на протяжении всей жизни. Чтобы сделать ее более качественной, необходимо своевременно обратиться к специалистам за психотерапевтической помощью.
Виды проблем с памятью
Проблемы с памятью разделяют на:
- амнезии (потеря памяти);
- гипомнезии (ухудшение памяти);
- гипермнезии (редко встречаемое аномальное обострение памяти);
- парамнезии (искажение воспоминаний, а также смешивание фантазий и реальности).
Амнезии чаще всего носят временный характер, при этом восстановление памяти происходит в хронологическом порядке.
По типу потери памяти амнезии разделяют на:
- диссоциативные — сопровождаются потерей воспоминаний о травмирующих событиях;
- ретроградные — потеря воспоминаний о том, что произошло незадолго до травмы черепа, инсульта;
- антероградные — потеря воспоминаний о том, что произошло после травмы или болезни;
- фиксационные — пациент теряет возможность к запоминанию и воспроизведению текущих событий, совпадающих по времени с травмой или болезнью.
Также нарушения памяти могут затрагивать определенные мнемические операции. Например, при нарушении ассоциативной памяти пациент испытывает проблемы с установлением связей по сходству предметов или событий.
При нарушении способности к систематизации появляются проблемы с установлением связей между действиями или событиями. Нарушение структурирования приводит к потере способности соединять воспоминания в единую картину.
Высокие кардио-риски при коронавирусе
Согласно исследованию, опубликованному в журнале JAMA Cardiology, в котором анализировали МРТ сердца 100 человек, вылечившихся от COVID-19, аномалии сердца обнаружены у 78% выздоровевших пациентов, а «продолжающееся воспаление миокарда» — у 60%. В том же исследовании у 76% обследованных пациентов был обнаружен высокий уровень фермента тропонина в крови, индикатора повреждения сердца. Большинству пациентов в исследовании не требовалась госпитализация.
Американские кардиологи — Грегг Фонаров, руководитель отделения кардиологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, и Мина Чанг, кардиолог и профессор медицины клиники Кливленда, Медицинский колледж Лернера — советуют выздоравливающим от COVID-19 следить за следующими симптомами:
- сильная одышка, невозможность лежать ровно без одышки и пробуждение ночью с одышкой;
- отек лодыжек;
- приступы головокружения.
Галина Семенова, кандидат медицинских наук, заведующая 11-м неврологическим отделением Покровской больницы, Санкт-Петербург:
Пациентов с инсультами стало больше, а сами инсульты стали протекать более тяжело. Обусловлено это в первую очередь тем, что коронавирус увеличивает свертываемость крови и способствует тромбообразованию. Как следствие, у пациентов усугубляются все сосудистые проблемы. Стало больше и инсультов, и инфарктов, больше тромбозов сосудов, независимо от того, где эти сосуды находятся (в головном мозге, миокарде, печени, почках, кишечнике, селезенке).
Лечение пациентов с коронавирусом проводится в соответствии с 9-й версией Временных методических рекомендаций МЗ РФ. Там указано, что профилактические дозы низкомолекулярных гепаринов (препараты, разжижающие кровь) должны назначаться всем госпитализированным пациентам.
Обзор
Сенильная деменция (старческое слабоумие) — своего рода последняя лотерея, которую разыгрывает каждый доживший до пожилого возраста. Количество несчастливых билетов растет с годами: вероятность лишиться рассудка после 60 лет — 5%, после 70-ти — 10%, после 80-ти — 20%, а среди долгожителей каждый второй со странностями. Это общемировые цифры. Учитывая насыщенность российской жизни факторами риска, возраст «причуд» у каждого из нас может начаться несколько раньше, чем обещает официальная статистика. Женщины страдают от слабоумия значительно чаще, чем мужчины.
Старческая деменция начинается постепенно и все время прогрессирует. От первых мягких проявлений до стадии маразма проходит в среднем от 2 до 10 лет. Со временем деменция превращается в ад как для самого старика, так и для его близких. Человек не узнает родных, проявляет агрессию, полностью теряет контроль над собой. Еще вчера — любимая мать и заботливая бабуля, сегодня — чудовище: пачкает комнату нечистотами, выходит голой к гостям, ночами неистово кричит, а чужим людям рассказывает о том, как её угнетают, обворовывают и морят голодом родные дети и внуки.
Трудности с выполнением привычных заданий
Становится сложно выполнять привычные действия, которые ранее не вызывали никаких затруднений
Например, такой человек не в состоянии оплатить счета за коммунальные услуги, ему требуется больше времени для расчетов, он испытывает трудности, чтобы сконцентрировать внимание и выполнить даже простые вычисления
Людмила Жилевич: «Признаком деменции может быть также, если стало трудно выполнять действия, которые ранее не вызывали затруднений в течение длительного времени
При этом важно разделять: неспособность выполнения знакомых действий и задач или небольшие трудности с освоением новых занятий»
Симптомом не считается: иногда при вычислении делаете ошибки, которые затем можете исправить, или вам было сложно разобраться с работой бытовой техники, например, новой стиральной машиной или мультиваркой.
От внимания близких людей зависит, в какой стадии развития заболевания пациент обратится за специализированной помощью. Если вы заметили у близкого человека хотя бы один из этих признаков, следует обратиться к специалисту (врачу общей практики, гериатру, неврологу или психиатру). Возможно, тревога будет ложной, но лучше все-таки перестраховаться, ведь при раннем обнаружении прогрессирование деменции можно замедлить, тем самым улучить качество жизни больного.
Как проявляется
Для рассеянного склероза характерны рецидивы, когда симптомы появляются, и ремиссии – когда они исчезают. Признаки у людей проявляются по-разному: у двух больных могут быть различные симптомы, не похожие друг на друга, но у обоих будет диагностирован РС. Поэтому рассеянный склероз прозвали еще “болезнью с тысячью лиц”. Это создает проблемы врачам в плане диагностики. Например, в отчете 2017 года сообщается, что пятой части женщин в Европе, прежде, чем они получили диагноз РС, диагностировали другие заболевания.
Распространенные симптомы:
- Усталость и недомогание. Больные РС описывают свое недомогание как чувство полного истощения, когда нет сил делать даже самые простые вещи: чистить зубы, варить кофе, одеваться. Недомогание усиливается к концу дня и в жаркую погоду
- Снижение остроты зрения. У 25% больных нарушение зрения и цветового восприятия в одном глазу – один из первых признаков рассеянного склероза. При движении глазами в них может появиться боль и световые вспышки
- Нарушение чувствительности. Проявляется онемением и чувством покалывания в разных участках тела. Длится от нескольких дней до нескольких недель
- Мышечные нарушения. Проявляются болезненными мышечными спазмами. В результате мышцы становятся твердыми – это вызывает дискомфорт и замедляет движение руками и ногами
- Двигательные нарушения. Проявляются нарушением координации и поддержкой равновесия, дрожанием конечностей, неуклюжестью в движениях, человек становится будто неаккуратным
- Боль. При рассеянном склерозе бывает двух видов: нейропатическая и мышечная. Нейропатическая боль возникает из-за повреждения нервных окончаний, проявляется чувством покалывания и жжения на лице, руках и ногах. Мышечная боль возникает из-за спазма мускулатуры, чаще всего мускулатуры спины
- Головокружение, головные боли, нарушение речи.
Симптоматика при РС также охватывает когнитивную сферу – мышление, внимание и память. Больные часто говорят, что их мысли стали неупорядоченными, им стало труднее доводить до конца начатое дело
Больные описывают свое состояние как “мозговой туман”, из-за которого они не могут нормально думать. Рассеивается внимание, возникают трудности с концентрацией.
Возникают проблемы с памятью: людям с рассеянным склерозом труднее запоминать и обучаться новому. При этом долгосрочная память не нарушается. Биографическая и процедурная памяти, которые отвечают за воспоминания прошедших событий и воспроизведение механических действий, например, игра на гитаре или вождение автомобиля, сохраняются. Однако нарушения когнитивной сферы, в том числе памяти, при рассеянном склерозе возникают редко и обычно вызваны другими патологиями.
Если у человека возникает забывчивость, он не может вспомнить, куда положил ключи, что кушал на завтрак или о чем говорил минуту назад, возможно, это связано с возрастными изменениями головного мозга или другими неврологическими заболеваниями, например, деменцией или болезнью Альцгеймера.
Клиническая картина также может включать депрессию, , , нарушение работы и кишечника, включая диарею.