Описание и функции сбруи

Что из себя представляет упряжь

В давние времена, когда лошади были главными работниками и кормильцами в крестьянских хозяйствах, люди понимали, что от правильно подобранной сбруи и от показателя её качества будет зависеть эффективность работы животного. Именно по этой причине любой житель в деревне либо даже в городе знал, как собирать лошадь и надевать на неё упряжку. Ещё раньше, когда экипаж с лошадьми был не только средством для быстрой перевозки человека, но и определённым видом транспорта, о строении упряжки знали даже совсем маленькие дети.

Сбруя либо упряжь для лошади — это специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади для запряжки в повозку для дальнейшей езды. Чаще всего под сбруей имеют ввиду конскую упряжку совместно с вожжами и уздой. Упряжь, которая находится на туловище лошади и плотно соприкасается с ним, передаёт определённую тягу лошади на повозку.

Именно по этой причине плохо подобранная упряжка неравномерно распределяет давление и не только приносит сложности в езде, но и причиняет боль самой лошади. Кроме этого, при неправильной запряжке животного может произойти ожог на её мягких тканях, намины и остальные дефекты, в результате которых животное потеряет свой показатель продуктивности.

Нужно всегда помнить, что качество ремней — это настоящий залог безопасности и здоровья животного во время езды. Упряжь у лошади должна быть крепкой, нетяжелой по весу (чтобы несильно нагружать туловище животного), простой в содержании и ремонте и подходить ей.

Так как чаще всего сбрую создают из особых видов мягкой сыромятной кожи, то за ней нужно по-особому ухаживать. Так, после окончания поездки, пропитанную потом упряжь следует повесить на специально отведённую для неё вешалку либо на деревянный костыль в сухом и проветриваемом месте. После окончания сушки все шлеи и сами ремни нужно смазывать техническим жиром либо маслом.

Перед тем как надеть комплектующие детали на лошадь, нужно проверить целостность всех ремней и исправность защёлки пряжек. Также все ремни, которые касаются тела лошади нужно предварительно проверить на наличие заломов или скопившегося мусора, для этого нужно просто провести рукой.

Тенденция современности в изготовлении упряжки

Что такое современная конская упряжь? Это отдельные виды забав для людей, возможность для развития конного спорта и просто неповторимое зрелище. Ни у кого не возникают сомнения, что упряжные экипажи — это красиво и элегантно, а конные скачки завораживают даже людей, равнодушных к конному спорту. Соревнования, в которых участвуют парные упряжи, демонстрируют мастерство кучера, его умение вести лошадей к победе.

Техническая сторона скачек касается того, насколько продумана и организована непосредственно упряжь, а также сбруя. Каждый победитель знает, что на одном энтузиазме серьезное соревнование не выиграть. Пошаговая подготовка человека, скакуна и оснащение упряжи — три части будущего успеха, которые идут неразделимо, как цельная система.

Из чего состоит повозка победителя? Скачки, в которых для управления лошадями наездник использует вожжи, узду и команду голосом, бывают следующих видов:

  • гонки среди упряжек;
  • классы упряженные;
  • катание.

От вида соревнования зависит оснащение упряжей и количество основных этапов подготовки: тренировка лошадей, подготовка повозки, основные тактические элементы. Главная часть забега совершается задолго до сигнала старта. Виды упряжи при любых обстоятельствах должны быть безопасными и для наездника, и для животного (лошади, которой необходимо доверять кучеру). Пробежаться гуськом или победить в элитных скачках — не имеет никакого значения, вне зависимости от того, какое название у титула, коновод или кучер берет на себя обязанность обеспечить безопасность пристяжных скакунов. Животный мир всегда чувствует уверенность и контроль со стороны человека, и лошадь в таком плане не обманешь. Слаженная работа скакуна и кучеров — вот залог истинной победы.

Когда люди начали использовать сбрую для лошадей?

Археологические находки убедительно доказали, что примитивные варианты конской упряжи человек стал использовать за 2000 лет до н.э. Наибольшее распространение она получила в эпоху античности, когда начались великие военные походы.

Древние греки, а за ними и древние римляне придавали большое значение оснащению своих боевых коней, а потому и сбруя для них изготавливалась с особым мастерством. В те времена было принято делать упряжь не только прочной, но и красивой.


Римкий всадник

Обычай парадного облачения лошадей переняли европейцы. В средние века, в эпоху расцвета рыцарства, боевых коней и вовсе начали превращать в передвижные крепости, навешивая на них тяжеленные латы из железа. К счастью, данный вид упряжи быстро канул в небытие — не каждая лошадь могла нести на себе такой груз, только мощные, рослые, коротконогие породы, которые были не способны пускаться галоп, зато прекрасно умели выполнять роль живых танков и могли топтать своих противников.

В эпоху Возрождения и Просвещения в моду стали входить изящные тонконогие арабские скакуны, для которых требовалась легчайшая упряжь. Некоторые ее элементы перешли из обихода арабских кочевников, другие были изобретены западными наездниками самостоятельно.


Лошади средневековых рыцарей

В России лошадь издавна исполняла сразу несколько ролей: была не только боевой подругой, но и верной помощницей в хозяйстве. Поэтому русские крестьяне придумали свой вариант упряжи, приспособленный специально для плуга и телеги. А еще коней запрягали по праздникам в красивые экипажи или сани, если дело было зимой, для чего использовались декоративные элементы сбруи.

Знаменитые конные тройки с расписными дугами, бубенцами и лентами на них, с узорчатыми хомутами и красными кисточками на уздечках — это визитная карточка традиционной русской культуры и узнаваемый образ: «Русь — птица-тройка».


Конная тройка в санях

Виды сбруи

Виды конской амуниции определяются условиями использования, количеством запряженных в повозку животных. Виды упряжек существуют следующие:

  • сельскохозяйственные;
  • транспортные;
  • выездные;
  • спортивные.

По применению упряжь различают повседневную и парадную. Одноконные сбруи применяют для работы в поле. Количество лошадей в выездных упряжках бывает различным. Транспортные упряжки всегда многолошадные. Типы снаряжения отличаются между собой элементом передачи тягловой силы, каждый из которых имеет свое предназначение.

Одноконная

Сбруя представлена 2 типами, отличающимися между собой наличием дуги. Для русской одноконной упряжи характерно наличие специально изготовленной деревянной дуги.

В старину были мастера, умеющие подобрать дерево, подготовить, выгнуть из него дугу. При помощи такого приспособления удерживались вокруг оглобель гужи. Прочность и легкость конструкции обеспечивала комфортную езду. В одноконной упряжи без использования дуги приоритетная роль отводится хомуту. Его закрепляют при помощи постромок. Хомут скрепляют с оглоблями, а постромки крепятся к повозке. Шлея находится на крупе лошади.

В состав конской упряжи входит уздечка с вожжами, а также дополнительные предметы фиксации. Подбрюшник закрепляется на оглоблях, ликвидирует колебания основных частей сбруи во время движения. В европейском варианте одноконной упряжи вместо хомута находится шорка. Она представлена нагрудным ремнем из прочной кожи, который опоясывает грудь и шею животного. Седелка располагается на спине лошади.

Постромочно дышловая

Такой тип снаряжения предназначается для движения и поворотов повозки. Основным составляющим элементом служит дышло. Его жесткое крепление с оглоблями позволяет считать эту упряжь универсальной. Лошадь двигается свободно, не натыкаясь на телегу.

Необходимо использовать седелку, чтобы обеспечить безопасность животного. Дышло в упряжке расположено сбоку или посередине. Его закрепляют на голову специальной шлеей или соединяют с хомутом. Нежелательно использовать двухколесную повозку из-за жесткого крепления амуниции.

Постромочная

Считается простым типом конской амуниции. Тягловое усилие коня передается на повозку хомутом и постромками. Оглобли отсутствуют. Относится к неудобному типу снаряжения. Удерживать повозку во время движения трудно, нужна большая физическая сила.

Отсутствие оглобли открывает путь инерционному движению телеги, что приводит к травмированию лошади даже при небольшой скорости. Для безопасности упряжь по возможности снабжается тормозами.

Тачаночная

Основные составляющие сбруи — это дышло и постромки. Использовали такой тип конской амуниции для запряжки 4 коней. Одну пару лошадей запрягали в дышло, а боковых за постромки. Пользовались тачанками до начала прошлого столетия.

Комбинированная

Относится к европейскому типу упряжи. Предназначена для запряжки 8 коней. Снаряжение представлено совокупностью дышла с постромками и оглоблями. Можно использовать животных разных пород, одинакового роста, сильных. Их необходимо правильно расставить, так как каждая выполняет свою функцию.

В упряжке находятся пристяжные, коренные и выносные кони. Их основная задача состоит в сдерживании экипажа, определении поворотов и направления движения.

Цуг

Немецкий способ упряжки. Кони следуют парами друг за другом. Используется дышловой вариант запряжки. Припрягают 2 коней для сдерживания экипажа и осуществления поворотов. Их называют коренными. Остальные лошади считаются выносными и выставляются впереди коренных. Запряжка коней цугом не позволяет двигаться быстро.

Возможность использовать более скоростные упряжки заставила со временем отказаться от цуга. Иногда запрягают коней цугом по заказу кинематографистов, организаторов различных шоу. В иных целях цуг и тачаночная запряжки лошадей больше не используются.

Способы

Можно выделить несколько видов упряжи: с одной лошадью, двумя, тремя или многоконная упряжка. Если требуется запрячь двух коней, один из них становится коренным, а другой пристяжным (его «пристёгивают» к коренной лошади, чтобы он бежал рядом и помогал тащить повозку). Когда запрягают тройку лошадей, центральная становится коренной, а остальные две – пристяжными.

Когда запрягают больше трёх коней, их выстраивают в две больше линии. Если их четыре, то два выносных коня станут в первую линию, а ещё два коренных во вторую. Редко используется квадрига (все четыре лошади бегут в один ряд).

Ещё реже можно встретить упряжь, в которой кони запряжены гуськом. Обычно это используется на выступлениях в цирках. Самостоятельно можно запрячь одну-две лошади. Для большего количества, потребуется несколько человек. Интересно то, что в XVIII веке Екатериной II был принят указ о том, какому титулу и чину в какой карете и с каким количеством лошадей ездить. Например, в генеральскую карету должно было быть впряжено от 6 до 10 коней одновременно.

Хотя, как было сказано, выше это не имеет практического смысла. С точки зрения вариативности упряжи, можно выделить следующие виды.

Оглобельно-дуговая

Считается чисто русским способом запряжки коня. В Европе этот вариант встречается очень редко. Идеальный вариант для впрягания коня в повозку или сани. При использовании этого способа значительно снижается количество необходимой сбруи. В частности, допускается не использовать шлею и подпругу. Это самый простой вариант упряжи.

Дышловая

Так называются те виды упряжи, при которых не используют дугу, а зачастую еще и шлею (или используют ее облегчённый вариант). Какого-то конкретного набора предметов упряжи не существует. Этот вариант предназначен для работ в поле. Хомут может заменяться конструкцией ремней. Рациональней всего его использовать, когда нужно запрячь 2 или 3 лошади. Если их 2, то жердь дышла будет помещаться между ним. А если 3, то один из коней ставится в первую линию.

Постромочно-дышловая

Этот вариант используют, когда предстоит долгая дорога, или требуется впрячь двух лошадей. Особенность этого метода в том, что используется такая часть сбруи, как дышло (оглобля, соединенная в единую конструкцию до того места, которым её крепят к повозке). Это повышает устойчивость животного и снижает риск получить травму на крутых спусках.

Оглобля будет закрепляться между лошадьми, а раздвоение к повозке.

Оглобельно-постромочная

По-другому – английская упряжь. Этот способ очень распространён в европейских странах. Его особенность в том, что не используется дуга, а оглобли могут крепиться к седёлке.

Постромочная

По-другому называется пристяжь. Самый простой вид упряжи, которые используется при сельскохозяйственных работах. Таким же способом запрягается плуг.

Смешанная

Разные виды работ и ситуаций требуют разного набора сбруи. Часто возникает необходимость комбинировать несколько видов упряжек. Для разных целей коней можно впрягать в повозки (в них часто катают людей по улицам), сани (используются в деревнях или как развлечение на такие праздники, как Масленица), телеги (часто встречаются в деревнях) или предметы сельскохозяйственного назначения (плуг, например).

Дадим несколько рекомендаций по уходу за лошадью и сбруей.

  • Упряжь должна быть всегда чистой и смазанной. В противном случае она закостеневает от пота и грязи.
  • Хранить принадлежности рекомендуют на деревянных вешалках (они неподвластны ржавчине).
  • Хомут и седёлку нужно вешать войлоком наружу, так войлок быстрее и лучше проветрится.
  • Кожаные части смазывают только после того, как очистят их от грязи.
  • В ненастную погоду сбруя пачкается больше. По возвращении в конюшню нужно обязательно очистить грязь.
  • Для того чтобы сделать дополнительные отверстия, нужно пользоваться специальным пробойником. И ни в коем случае не делать это шилом или ножом.
  • Комплект упряжи подбирается для каждой лошади индивидуально. Её кличка пишется на хомуте.

О том, как правильно запрягать лошадь, смотрите далее.

Запрягаем лошадей. Этапы процесса

Правильная запряжка лошади заключается в последовательном совершении следующих действий:

  • осмотрите и вычистите лошадь. Затем осмотрите визуально и проверьте руками все элементы упряжи на предмет их целостности. Убедитесь, что ни на одном из элементов нет потертостей, разрывов и прочих слабых мест. Сравните гужи по длине. Если они разные, выровняйте их, в противном случае сбруя будет перекошена, и нормального движения не получится;
  • после предварительно осмотра принесите все элементы сбруи к месту запряжки;
  • подбрюшник и чересседельник соединены одним кольцом. Возьмите их и пропустите ремешки через это кольцо так, чтобы получилась петля. Эту петлю накиньте на оглоблю;
  • затем на самого коня наденьте хомут, седелку и узду. Седелку следует положить так, чтобы она оказалась на нижней части холки животного. Оптимальное её расположение нужно будет еще поискать, так как на спине – слишком низко, а на самой холке – высоковато. Хомут следует надевать только вверх клещами, а уже потом опускать на шею и переворачивать в рабочее положение. Нужно положить хомут так, чтобы он удобно охватывал шею животного;
  • шлею кладем на холку лошади и начинаем её расправлять. Ремешки нужно соединить с пряжками. Ремни затягиваем настолько, чтобы между ними и седалищным бугром пролезала человеческая ладонь;
  • заводим коня в оглобли. Это можно делать несколькими способами.: либо лошадь перешагивает через жердь, либо её заводят задним ходом, либо саму оглоблю накатывают на стоящего неподвижно коня. Последний способ обычно используют при запряжке молодого или пугливого животного;
  • берем дугу и встаем перед мордой коня, глядя на неё. Дугу прислоняем к правой ноге лошади, а левой рукой перекручиваем гуж до тех пор, пока он не станет нужной длины;
  • гуж оставляем на краю оглобли. Берем дугу и вставляем левый её край в гужевую петлю, а правый – перекидываем через жердь оглобли, которая должна оказаться в вырезе. Сама дуга должна оказаться на лошадиной шее;
  • подходим ко второй оглобле и поворачиваем дугу к ней так, чтобы та попала в выемку. Гуж накладываем на оглоблю, а его петлей – крепим к дуге;
  • после этого затягиваем хомут, обматывая его клещи супонью до тех пор, пока они не сомкнутся. При это нужно проследить, чтобы угол между дугой и оглоблей составлял 90 градусов;
  • привязываем коня к жерди левой оглобли. Хомут вставляем после подтяга животного на один шаг назад;
  • надеваем элементы упряжи на голову животного. На шею накидываем повод, темляк крепим к гуже. Следует сделать это так, чтобы после крепления лошадь могла поднять голову. Чтобы не болтались, ремни перекидываем через оглобли;
  • в последнюю очередь крепим вожжи к удилам. Лучше всего одну вожжу пропустить над гужем, и вторую – под ним.

Одиночная оглобельно-дуговая русская запряжка

Основные элементы упряжи

Перед тем, как начать запрягать лошадь, необходимо разобраться – что входит в состав её упряжи.

Любая упряжь имеет следующие необходимые элементы:

узда. Является основной частью конской сбруи. Её предназначение – управлять лошадью во время движения. Состоит узда из таких элементов: удила, их кольца, затылочный ремень, двух ремня, располагаемые на щеках, один ремень – на подбородок и один – на лоб;
хомут. Основное назначение – передача тягового усилия от лошади к повозке. Состоит из: клещей, гужей, самой хомутины, покрышки, подкладки из войлока, горта и кольца. Чтобы избежать сдавливания шеи животного, хомут должен быть свободным;
седелка. Специальное приспособление, с помощью которого закрепляют и поддерживают запряжку. С его помощью конь тянет повозку на 15-ть процентов лучше;
подпруга. Устройство для крепления седелки к лошади;
шлея. Один из важнейших элементов упряжи. С её помощью держится хомут. Она также не дает ему сползать, если лошадь резко ускоряется или, наоборот, тормозит. Состоит из набора ремней, которые регулируют положение лошади в упряжи и удерживают её в ней;
чересседельник. Представляет собой ремень, который проходит через седелку и крепится к оглобле повозки. Именно он удерживает хомут, дуги и оглобли на лошадиной спине. Чересседельник также участвует в передаче тягового усилия от животного к повозке;
подбрюшник. Крепится под подпругой и закрепляется на оглобле. Выглядит как еще один ремешок;
вожжи. Назначение – управление запряженной лошадью;
дуга

Последний в списке, но не последний по важности упряжный элемент. Служит для соединения хомута и оглоблей

Крепится дуга с помощью гужей и является эдаким амортизатором, который смягчает удары и рывки повозки, тем самым облегчая работу животного.

Яблоня Китайка золотая ранняя описание сорта

Итак, из чего состоит сбруя, разобрались. Пора переходить непосредственно к запряганию лошади в повозку. Этапы этого процесса мы расскажем на примере одноконной русской упряжки.

Хомут — основная тяговая сила

Хомут в любой амуниции – это элемент, передающий тягловое усилие лошади или другой скотине на сани, плуг, повозку и т.п. Как и раньше, сегодня они изготавливаются самых разных размеров – все зависит от типа упряжи.


Обязательно почитайте:

Уздечка для лошади: виды, строение, как сделать недоуздок, пошаговая инструкция, как надеть

Для измерения длины необходимо измерить расстояние от верхней точки внутренней прокладки до начала клещей. Ширина определяется по размещенным отверстиям, пропускающим сквозь себя гужи.

Ярмо в пароконных и одноконных системах может различаться. В пароконных упряжках они оборудуются мочками, в одноконных – гужами.

В состав входят детали:

  • подушка;
  • супонь;
  • 2 клеща;
  • хомутина;
  • 2 гужа;
  • подкладка;
  • горт;
  • покрышка.

Ярмо маленького размера может душить скакуна, а чересчур большое будет болтаться, натирая шею животного.

«Восьмерка»

В отличие от вышеописанных двух трензелей для лошадей состоит из трех звеньев. Такое грызло из-за трехзвеньевой конструкции, более эргономично для рта коня. Если кольца среднего звена расположены вертикально, трензель носит жесткий характер, а горизонтальное расположение среднего звена смягчает характер воздействия грызла. Второй вариант подходит лошадям с чересчур чувствительной челюстью. Французская восьмерка – грызло с горизонтальным очень тонким средним звеном в форме цифры 8. Аналогичная форма, но с вертикальным средним звеном зовется «Бристольская восьмерка».

Вариант «восьмерка»

Виды сбруи

Все варианты делятся на 3 группы по сфере использования:

  1. Сельскохозяйственные.
  2. Выездные.
  3. Транспортные.

Также упряжь делится на 3 группы по числу впрягаемых лошадей:

  1. Одиночные.
  2. Парные. Эти упряжи применяются для снаряжения упряжек.
  3. Многолошадные. Также применяются в упряжках.

Самыми популярными считаются следующие виды сбруи:

  • Одноконная русская. Ее нередко называют европейской упряжью.
  • Постромочно-дышловая. В такой упряжи можно использовать как одного коня, так и двух.
  • Постромочная. Она очень проста в использовании, но считается недостаточно хорошей, так как не бережет конское здоровье. Для безопасности движения при использовании такой упряжи рекомендуется оборудовать повозку тормозом.
  • Тачаночная. Это очень сложная система запряжки лошадей. В свое время она была очень популярна, но сегодня не используется совсем.
  • Совмещенная упряжка. Эта конструкция сбруи пришла к нам из Европы. Ее можно использовать как с постромками, так и с оглоблями.

Самыми простыми по использованию и конструкции считаются одноконная русская и постромочная упряжи.

Русская одноконная или дуговая

Главное отличие этой конной сбруи от других является наличие дуги. Ее изготавливают старинным способом из единого куска древесины. С ее помощью гужи удерживают оглобли.

В старину были специалисты, занимавшиеся изготовлением дуг. Дело в том, что изготовить их было непросто: нужно было правильно выбрать и обработать, чтобы получить прочный, упругий и легкий элемент сбруи.

Русская одноконная упряжь состоит из следующих элементов:

  • Дуга. О ней было рассказано выше.
  • Хомут. Один из главных элементов одноконной сбруи. Он обеспечивает передачу тягового усилия от лошади повозке. Хомуты бывают разных размеров. Длину этого элемента измеряют от внутренней подушки сверху до клещей. Ширина измеряется между отверстиями для гужей. Хомут состоит из таких элементов, как: клещи, подушки, гужи, хомутина, покрышка, супонь, горт и подкладка. Хомут обязательно подгоняется по размерам под конкретную лошадь. После подгонки он должен плотно прилегать к верхней части холки животного, опираться на гребень шеи и хорошо прижиматься к плечам. По бокам тела коня хомут должен опираться на мускулы лопаток.
  • Шлея. Этот элемент охватывает корпус лошади. В его задачу входит поддержка хомута во время торможения.
  • Седелка. Она располагается немного ниже холки. На нее возлагается задач амортизации ударных нагрузок на спину животного во время движения. Седелка подгоняется под размер холки коня.
  • Черессдельник. Это элемент сбруи находит рядом с седелкой и удерживает конструкцию из хомута, дуги и оглобель. Кроме того, он равномерно распределяет вес по всей конструкции.
  • Подбрюшник. Позволяет избежать резких рывков хомута и оглобель, когда лошадь пущена рысью или в галоп.
  • Уздечка. Как правило, используется трензельная модель.
  • Вожжи. Это удлиненный вариант уздечки. Используется для управления лошадью из повозки. Вожжи пристегиваются к трензелям. Раньше этот элемент изготавливался из кожи. Сейчас его делают из плотного брезента.

Постромочная или бездуговая сбруя

Ее главное отличие от русской одноконной упряжи заключается в отсутствии дуги. То есть, тяговое усилие передается сразу через хомут. Последний крепится к повозке постромками.

Конструкция такой конской упряжи состоит из:

  • Хомута с гужевыми мочками, к котором крепятся постромки.
  • Самих постромок.
  • Седелки.
  • Подпруги.
  • Чересседельника.
  • Горты, заменяющие гужи
  • Уздечки.
  • Вожжей.

Европейский вариант такой упряжи отличается тем, что у нее нет хомута. Вместо него используется шторка. Это прочный кожаный нагрудник с кольцами, к которым посредством металлических карабинов пристегиваются постромки. Вожжи при этом пропускаются через шейные кольца и специальный зажим на седелки.

В русской и европейской версиях постромочной сбруи важнейшая роль отводится шлее. Именно на нее возлагается задача равномерного распределения давления по всему корпусу коня.

При правильном снаряжении лошади шлея проходит на 5 см ниже седалищных бугров. Если она будет поднята выше этого уровня, то будет постоянно задираться и натирать круп животного. Если ее опустить ниже указанного уровня, то она будет мешать коню идти.

Длину шлеи выбирают с таким расчетом, чтобы между ее боковым ремнем и бедрами лошади помещалась ладонь.

Что касается толщины нагрудника в европейской версии постромочной сбруи, то она должна составлять не менее 2,5 см.

Из чего состоит упряжь для лошадей

Для перевозок грузов, людей в телегах используют упряжку. Комплект сбруи не всегда одинаков. Какие-то части берут постоянно, другие — только в определенных случаях. Состав сбруи зависит от целей и способа запряжки.

Конская амуниция включает такие приспособления:

  1. Узда. Состоит из нескольких элементов — ремней, как правило, кожаных. Один проходит ниже подбородка. Оголовье составляют затылочный ремень и проходящий перед ушами. В сбрую, как отдельный элемент или часть узды, входят удила. Это стержень (грызло) с кольцами по бокам. Его вставляют в края рта — туда, где нет зубов. Удила давят на язык, губы, челюсть и служат для управления. Трензель чаще делают из металлов.
  2. Хомут. Соединяет коня и телегу, передает силу и амортизирует. Состоит из двух соединенных сверху половинок — клещей, чаще деревянных. Низ завязывают супонью. Под хомутом есть особая подкладка. Весит все 6–9 кг.
  3. Шлея — комплект ремней, фиксирующий хомут при резких движениях, например, при остановке. Круговой ремень надевают на корпус лошади. Он соединен с клещами. Наспинный ремень крепят вдоль туловища, боковые — расположены в районе оглобель. Поперечные и откосные страхуют основные ремни корпуса.
  4. Оглобли. Это направляющие — две тонкие палки или трубки по бокам. Они соединяют повозку и хомут, передают силу. Одна оглобля называется дышлом, ее помещают между конями.
  5. Дуга. Соединяет оглобли и хомут. Смягчает езду, не дает клещам чересчур давить на шею животного.
  6. Гужи — ременные петли. Находятся около дуги и тоже объединяют оглобли и хомут.
  7. Седелка. Этот элемент конской упряжи фиксирует оглобли, дугу. Снимает часть нагрузки с шеи, передает на спину.
  8. Подпруга — кожаный или синтетический ремень с креплениями. Крепит седелку. Современные модели подходят под определенную лошадь, оснащаются подкладкой.
  9. Чересседельник, который тоже передает силу коня, разгружает шею и плечи. Фиксирует оглобли, хомут. После седелки соединяют концы с оглоблями.
  10. Подбрюшник — еще один ремень. Нужен для защиты от ударов хомутом, дугой. Находится на животе, немного ниже подпруги. Его соединяют с чересседельником с помощью кольца. Крепят на оглоблях.
  11. Нагрудник. Это альтернатива хомута. Ремень из двухслойной кожи с кольцами. По обе стороны находятся постромки. Размер нагрудника регулируют пряжками.
  12. Постромки. Это особые ремни или веревки. Передают силу от хомута. Соединяют постромки с передком телеги (вагой). Делают это при помощи вальков — брусков, длиной примерно 8 см. Каждый оснащен двумя крючками. На них надевают постромки (петли). Сам валек крепят к ваге при помощи специальной обоймы.
  13. Нашильник. Очередной ремень, проходящий к дышлу от нагрудника. Удерживает при движении под гору.
  14. Вожжи — особые тонкие ремни, как правило, из кожи. Небольшие и легкие ремешки крепят за кольца на удилах и гуже. Для управления главное — уздечка и вожжи, которые дополняют кнутом и голосом. Вожжами подбадривают лошадь: слегка ударяют по крупу. Не нужно путать их с поводьями для верховой езды.

Правила запряжки

В самом начале с коня снимают недоуздок и надевают уздечку. Её ставят через верх, вставляя удила и закрепляя ремни уздечки. Для того чтобы эта упряжь не смещалась, её закрепляют при помощи капсюля. Это круговой ремешок, который охватывает морду, располагаясь на несколько сантиметров сзади от удил. Его нельзя затягивать до конца. Принято делать это так, чтобы можно было сделать проверочное действие: снизу между ремнём и мордой можно было подсунуть два пальца.

Ещё одна его важная функция состоит в том, чтобы удила не сдвигались вбок, и кольцо не попало в рот.

Необходимо прикрепить седёлку. Она должна обхватывать круп лошади и быть завязана ремнями снизу, чуть сзади по отношению к передним ногам.

Необходимо прикрепить седёлку

Когда одевается хомут, шлея к нему должна быть уже прикреплена. Надевают его через голову. Удобно это делать, перевернув хомут, а затем, надев его, нужно будет поставить правильно.

Одевая оглоблю, нужно расположить дугу внутри оглобель, пропустить гуж позади и над оглоблями, провести его снаружи и петлёй захватить конец дуги.

Обратите внимание! После того, как оглобли прикреплены, нужно затянуть супонь. Чтобы это сделать, надо встать сбоку от коня и несколько раз обернуть её вокруг хомута. После этого необходимо упереться ногой, чтобы притянуть концы друг к другу и закончить обматывание, с усилием обмотав и затянув супонь.

После этого необходимо упереться ногой, чтобы притянуть концы друг к другу и закончить обматывание, с усилием обмотав и затянув супонь.

На этом этапе необходимо прикрепить шлею. Она одним концом прикрепляется к хомуту, затем её нужно аккуратно расправить и закрепить.

Теперь надо прикрепить ремнями оглобли к седёлке. Для этого ремень пропускают через верхние петли на ней, через нижнюю петлю и крепко привязывают его к оглоблям.

Виды сбруи

Сбруя должна быть обязательно хорошего качества и соответствовать вашему питомцу. Необходимо также знать виды упряжей, поскольку от этого зависит их строение. Кроме того, независимо от типа оборудования, оно должны быть легким и легко ремонтироваться.

Исходя из назначения выделяют упряжки сельскохозяйственные, выездные и транспортные. Последние использовались для перевозки людей и грузов, поэтому они многолошадные. Для сельхозработ применяют одно- и пароконные сбруи. Выездные упряжки – парадные, и количество лошадей в них могло различаться.

Ниже расскажем о различных типах упряжей.

Одноконная

Одноконная упряжь бывает как дуговой, так и бездуговой. Предназначена она для одного животного. Первый тип подразумевает наличие дуги, супони, хомута, гужей, сиделки с чересседельником, оглобель, уздечки с вожжами и шлеи.

В бездуговой варианте шлея принимает на себя основную тяжесть повозки. Также имеются ременные горты, оглобли, хомута с гужевыми мочками и уздечки с вожжами.

Второе её название – оглобельно-постромочное, и в ней зачастую используют короткие оглобли, крепящиеся к седелке, а не к хомуту.

Комбинированая

Комбинированный тип упряжки считается типично европейским. В этом случае запрягаются много лошадей (в среднем 6-8). Упряжь в себе сочетает дышло с постромками и оглобли

Очень важно подбирать животных по силе и росту

К примеру, коренники требуются крепкие и высокие, поскольку сдерживают экипаж. В паре или тройке с ними находятся пристяжные лошади, которые запрягаются постромками. Именно они и определяют повороты повозки. Впереди коренника ставят выносных лошадей.

Их тоже необходимо запрягать постромками, так как они задают направление движения.

ЦУГ

Упряжь для лошади Цуг – немецкое изобретение. Предназначено для шестерни, с двойным выносом. В настоящее время цуговая запряжка практически нигде не используется. В ней лошади идут гуськом либо парами, одна за другой. В упряжи Цуг для пар коней используется дышло. К нему припрягаются две или одна пара коренников. Все прочие лошади – выносные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector