Снова на север! каргополь. история и достопримечательности
Содержание:
Известные люди, связаные с Каргополем
- Баранов, Александр Андреевич — русский купец, основатель торговых факторий в Русской Америке, родился в Каргополе
- Гунькин, Генрих Павлович — писатель, автор книг о Каргопольском крае
- Гильфердинг, Александр Фёдорович — русский славяновед, фольклорист, умер в Каргополе.
Поделиться ссылкой:
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pinterest (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Skype (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться записями на Tumblr (Открывается в новом окне)
- Послать это другу (Открывается в новом окне)
- Нажмите для печати (Открывается в новом окне)
История
Первое упоминание о Каргополе в письменных источниках относится к 1380 году. В Никоновской летописи есть упоминание, что каргопольский князь Глеб привёл свою дружину под знамена великого московского князя Дмитрия Донского и участвовал в Куликовской битве.
Соборная площадь
Сам город Каргополь (в старинных актах Карго поле) упоминается в 1447 году, когда здесь нашёл убежище Дмитрий Юрьевич Шемяка, спасаясь от преследований великого князя Василия Тёмного.
Нет сомнения, что Каргополь основан гораздо ранее конца XIV века. Берега реки Онеги, одного из путей в Поморье, были заняты новгородскими колонистами уже в XII веке, а в середине XIV века появились монастыри.
По-видимому, первоначально каргопольское поселение зависело от Белозерского княжества, а в дальнейшем перешло под власть Новгорода
С подчинением Новгородской земли в 1478 году Московскому княжеству земли по реке Онеге до Белого моря составили Каргопольский уезд под управлением московского наместника.
В XVI веке Каргополь был значительным торговым городом. Возведен новый острог, застроен посад. В 1506 году великий князь Иван III передал Каргополь своему сыну Василию по завещанию. В 1539 году город получил губную грамоту, представившую ему широкие права на местное самоуправление.
В 1538 году в Каргополь была сослана сестра фаворита Елены Глинской боярина Телепнева-Овчины Аграфена.
В 1565 году Иван IV Грозный объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земство. В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Когда Каргополь был отнесён к опричнине, в нём было 476 дворов тяглых людей.
Никольская (Новая торговая) площадь
В 1612 году Каргополь отбил приступы «польских и литовских людей и русских воров», а в 1614 году выдержал продолжительную осаду казаков.
Правление Петра I
В 1703 году Каргополь причислен к Олонецкой верфи, в 1708 — к Ингерманландской губернии.
В 1727 году была выделена отдельная Новгородская губерния. В её составе Каргопольский дистрикт стал уездом в Белозерской провинции.
Правление Екатерины II
В 1776 году по указу Екатерины II, Каргопольский уезд вошёл в Олонецкую провинцию Новгородского наместничества.
В 1784 году в ходе административных реформ эпохи Екатерины II из состава Петербургской губернии было выделено Олонецкое наместничество, в которое вошли 8 уездов, в том числе Каргопольский.
В недолгое правление Павла I (1796—1801) Олонецкое наместничество было упразднено, а Каргопольский уезд возвращён в состав Новгородской губернии.
С 1801 года Каргополь состоит уездным городом Олонецкой губернии.
Город на рубеже XIX—XX веков
Имелась земская больница на 45 кроватей, богадельня для 30 человек и детский приют с ремесленным классом, для обучения мальчиков переплётному и столярному ремёслам.
Воскресенская церковь
Сфера образования была представлена духовным мужским училищем (основано в 1809 г.) с 51 учеником, городским 3-х классным училищем с 100 учениками, женским приходским училищем с 73 ученицами.
Домов каменных было 11, деревянных — 331, магазинов для склада товаров — 7, лавок — 37; 1 винокуренный завод, 1 водочный, 1 пивоваренный и 3 скорняжных. Производство их достигало суммы 62000 руб.
Купеческих свидетельств 2 гильдии выдано было 30, на мелочной торг — 14, промысловых — 16. Имелись Общественный банк, еженедельные базары и 2 ярмарки, клуб, общество улучшения народного труда в память царя-освободителя Александра II, на средства которого открыт при городском училище класс ручного труда, благотворительное общество и святодуховское приходское попечительство.
Главная отрасль промышленности — выделка беличьих мехов, которые сбывались на Нижегородской ярмарке, постепенно падала. В 70-х годах XIX века выделывалось белки до 2 миллионов штук, к концу XIX века — не более 150000.
Экономика
Промышленность
Лесная промышленность — основная отрасль промышленности района. Завод по производству линума, существовавший в Каргополе до 1970-х годов, не работает.
сельское хозяйство
Традиционно земли к северо-западу от Каргополя использовались для выращивания сельскохозяйственных культур, а до 1970-х годов также возделывалась линум . Однако из-за депопуляции эта деятельность стала убыточной (за сто лет количество деревень сократилось в пять раз), и в 1970-е годы производство района перешло на говядину и молоко. В 1990-х годах этот показатель еще больше сократился из-за экономического кризиса в России. Есть также рыболовство, в основном на озерах, включая озеро Лача .
Транспорт
Каргополь соединен асфальтированной дорогой с Няндомой, а дальше на восток — с главной автомагистралью региона, М8, соединяющей Москву и Архангельск. На север идет дорога, которая соединяется с M8 через Плесецк и Брин-Наволок . Это исторический торговый путь, который соединял Каргополь с Архангельском еще до строительства железной дороги, и длинные участки этой дороги до сих пор не заасфальтированы. Участок между Каргополем и Плесецком был заасфальтирован в 2011 году. Другая грунтовая дорога в западном направлении пересекает границу с Республикой Карелия и ведет в Пудож .
В Каргополе нет железной дороги, хотя во время строительства железной дороги между Вологда и Архангельском (решение о маршруте было принято царем Александром III в июне 1894 года) это был самый большой город в области, а железная дорога была построен через безлюдные районы. Городская легенда гласит, что каргопольские купцы недовольны перспективой строительства железной дороги в Каргополе, считая, что это ухудшит торговлю, и поэтому просили построить железную дорогу в обход. Фактически, местный орган управления, Каргопольская дума, в сентябре 1894 года дважды обсуждая этот вопрос, пришел к выводу, что строительство железной дороги действительно ухудшит торговлю, но если она не пройдет через Каргополь, ущерб будет гораздо сильнее. Поэтому в обоих случаях Дума направила петицию с просьбой изменить маршрут железной дороги через Каргополь. Этого не произошло, поскольку строительство уже началось в августе 1894 года, и поскольку объезд был бы слишком большим, так как Каргополь не находится на прямой линии, соединяющей Вологду с Архангельском.
Административный и муниципальный статус
Границы Каргопольского района по большей части соответствуют тем , муниципального района, за исключением поселка Sovza , который является частью Yertsevsky сельсовет из Коношского района , но включены в Ukhotskoye сельское поселение из Каргопольского муниципального района .
административные округи
В административном отношении район делится на двенадцать сельсоветов и один город районного значения ( Каргополь ). Созданы следующие сельсоветы ( в скобках указаны административные центры ):
- Калитинский (Калитинка)
- Хотеновский (Кононово)
- Кречетовский (Кречетово)
- Лёкшмозерский (Морщихинская)
- Лодыгинский (Казаково)
- Ошевенский (Ширяиха)
- Павловский (Пригородный)
- Печниковский (Ватамановская)
- Приозёрный (Шелоховская)
- Тихмангский (Патровская)
- Усачевский (Усачевская)
- Ухоцкий (Песок)
Муниципальные образования
Как муниципальное образование район разделен на одно городское поселение и пять сельских поселений (в скобках указаны административные центры):
- Каргопольское городское поселение ( Каргополь )
- Ошевенское сельское поселение (Ширяиха)
- Павловское сельское поселение (Пригородный)
- Печниковское сельское поселение (Ватамановская)
- Приозёрное сельское поселение (Шелоховская)
- Ухотское сельское поселение (Песок)
Народное искусство Каргополья
Со второй половины XIX века на каргопольскую землю часто стали приезжать исследователи. Памятники архитектуры обмеряют, рисуют, фотографируют Ф. Ф. Горностаев и В. В. Суслов, И. Я. Билибин и И. Э. Грабарь. Сказителей и песенников записывают П. Н. Рыбников, А. Д. Григорьев, В. Ф. Миллер, Н. С. Тихонравов и А. Ф. Гильфердинг.
Собирание произведений народного искусства и фольклора ведут и местные энтузиасты. Богатую коллекцию, заложившую основу Краеведческого музея, собрал К. Г. Колпаков. Многие тысячи сказок, пословиц, заговоров, песен, частушек сохранили для потомков Е. А. Орлова и М. В. Хвалынская.
В 2007 году была открыта Библиотека Русского Севера в Каргополе. В основе её личная библиотека Г. П. Гунькина, переданная в дар музею вдовой писателя.
Каргополь известен народным художественным промыслом — каргопольской глиняной игрушкой и многими другими видами народного искусства: древнерусской живописью и скульптурой, резьбой и росписью по дереву, кубовой набойкой (крашением ткани), узорным ткачеством и вышивкой.
Культура и отдых
Саунино погост : деревянная церковь святого Иоанна Златоуста (1665) с колокольней
Роспись потолка Михайловской церкви в Архангело
Каргопольский район очень богат историческими, археологическими и архитектурными памятниками. На территории района находится 40 объектов (из них 13 в Каргополе), отнесенных федеральным законодательством к объектам культурно-исторического наследия, а также 182 объекта, отнесенных к объектам культурно-исторического наследия местного значения. Большинство из них — белокаменные церкви города Каргополь, а также деревянные церкви и часовни, расположенные в этом районе. В городе Каргополь находится ряд белокаменных церквей, самая ранняя из которых — собор Рождества Христова — датируется 1552 годом. Это старейшее строение материковой части Архангельской области (некоторые постройки Соловецкого монастыря также восходят к 16 век).
К памятникам историко-архитектурного наследия относятся:
- Собор Рождества Христова (1552-1562) с колокольней (1766-1767) в Каргополе
- Церковь Воскресения Христова (конец 17 века) в Каргополе
- Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи (1740-1751) в Каргополе
- Церковь Святой Троицы (1790–1802) в Каргополе
- Представление Церковь (1803) в Каргополе
- Ансамбль из трех церквей: Благовещенской (1692 г.), Свято-Николаевской (1741 г.) и церкви Рождества Пресвятой Богородицы (1678–1680 гг.) В Каргополе.
- Ансамбль Александро-Ошевенского монастыря (с 1707 г.) в Ошевенске
- Ансамбль Погоста Большая Шалга, состоящий из Рождественской церкви (1745 г.) и Покровской церкви (1857 г.) в Большой Шалге.
- Никольская церковь (1659 г.) в Павловском погосте; больше не существует
- Никольская церковь (1666 г.) в Волосово
- Церковь Сретения Иисуса в Храме в бывшей деревне Красная Ляга к западу от Каргополя;
- Тройной ансамбль на Лядинах ( Гавриловской ), церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1693 г.), Покровская церковь (1761 г.) и колокольня (1820 г.). Покровская церковь и колокольня сгорели 6 мая 2013 года и больше не существуют.
- Часовня Святого Николая (1834 г.) в селе Погост
- Ансамбль Саунинского погоста, состоящий из церкви Иоанна Златоуста (1665 г.) и колокольни (18 век) в Кипрово.
Единственный государственный музей в районе — Каргопольский государственный историко-художественный и архитектурный музей, основанный в 1919 году. Это маскировочная организация, которая не только хранит этнографические, художественные и исторические экспонаты, но и охраняет некоторые архитектурные памятники Каргополя и окружение. Пятнадцать зданий, в том числе ряд церквей, принадлежат музею. Другой музей был открыт в 1994 году в школе села Лядины. В Каргополе также есть два частных музея.
В Каргополе есть традиционные ремесла, а также производство расписных глиняных игрушек .
География
Деревня Низ зимой
Район почти исключительно расположен в бассейне реки Онеги , самой большой реки в районе, и относится к бассейну Белого моря . Исток Онежского озера — озеро Лача — самое большое озеро в районе. Северо-восточный берег озера Вожье , также в бассейне Онежского р., Относится к Каргопольскому району, а само озеро находится в Вологодской области. Два озера соединяет река Свидь . Крупный приток Онеги — река Волошка (слева). Некоторые второстепенные территории на северо-западе района принадлежат бассейну реки Водла и, в конечном итоге, Балтийского моря , а очень незначительные участки на юго-западе принадлежат бассейну реки Кема и, в конечном итоге, Каспийскому морю .
В районе много озер, особенно на северо-западе. Самым большим озером после озера Лача является озеро Лёкшмозеро , которое соединяется с Онегой рекой Лёкшма .
Большая часть района покрыта хвойными лесами ( тайгой ).
Северная часть района, включая озеро Лёкшмозеро, входит в Кенозерский национальный парк (который разделен между Каргопольским и Плесецким районами).
КУДА И НА СКОЛЬКО ЕДЕМ
Едем на выходные в Архангельскую область, в Поонежье – в город Каргополь. В начале XXI века этот тихий городок пока еще слабо известен туристам, а между тем по богатству и насыщенности экскурсионной программы туры сюда могут посоперничать с многими разрекламированными туристическими направлениями.
Каргополь – «город белых ночей», граничащий с Карелией, ведет свою историю с 1146 года. Ровесник Тулы и Ельца, он на год старше Москвы и Вологды. Железной дороги здесь нет, а потому наше путешествие начнется с ближайшей железнодорожной станции Няндома, расположенной в 80 км от самого Каргополя. С автобусного трансфера отсюда начнется наш тур «Каргопольская гостёба», который продлится 3 дня и 2 ночи.
Медвежья сторона и Воронье поле
«Каргополь» звучит необычно, даже немного по-античному. По одной из версий, название города происходит из греческого языка («поль», «полис» — «город» по-древнегречески). На Руси, поддерживавшей связи с Византией, знали греческий язык. Возможно, имя города означает «корабельная пристань». Вторая версия утверждает, что в основе топонима лежат финские слова «кархун-пуоли», что значит «медвежья сторона». Есть даже легенда. Некий князь, заблудившись в лесу во время охоты, встретил медведя. Дикий зверь уже готовился растерзать охотника, как вдруг явился старец — и зверь упал замертво, не причинив никакого вреда князю. Последний на месте своего чудесного спасения велел заложить город.
Есть и третья версия, а точнее даже легенда, рассказывающая о том, как возник и почему так называется город Каргополь. Якобы эти земли населяли племена чудь. Они нападали на белозерские селения, грабили и сжигали их. Так продолжалось, пока в 1146 году князь Вячеслав, собрав войско, не отразил нападение чуди и не отогнал их к берегам Белого моря. Возвращаясь с похода, князь с войском вышли к большому полю. Оно все было усеяно сидевшими на земле воронами. Этих птиц в просторечии называли каргами. Оттого и назвал князь это место Каргиным полем. Решил Вячеслав основать здесь город, который так и назвал — Карго поле, или Воронье поле. 1146 год и был официально признан датой основания Каргополя. Хотя первое летописное упоминание о городе относится к 1380 году.
В древнем Каргополе был деревянный острог — хоть и маленькая, но крепость на северных окраинах Руси. По сохранившимся источникам ученые делают вывод, что в XVII-XVIII веках в Каргополе были крепостные укрепления. От них до сих пор сохранились полузаросшие земляные валы в северо-восточной части города. Валы замыкали с трёх сторон небольшой квадратный острог. Место это и сейчас называют Городок, Вал, Валушки. Берег Онеги у Каргополя низкий, приметных возвышений нет. Поэтому вал был насыпан на ровном месте, а на валу поставлены деревянные стены с башнями. Сейчас Валушки — просто городской квартал, обнесенный поросшей травой насыпью, из-за которой выглядывают крыши домов.
Были ли в городе крепостные укрепления до начала XVII века, точно не ясно. Письменные источники называют даты строительства трёх крепостей: 1612, 1632 и середина 1660-х годов. Археологические раскопки показали, что остатки крепостных сооружений в северо-восточной части города относятся, самое раннее, к концу XVI века.
использованная литература
Источники
- Архангельское областное Собрание депутатов. Областной закон №65-5-ОЗ от 23 сентября 2009 г. «Об административно-территориальном устройстве Архангельской области», в ред. Областного закона №232-13-ОЗ от 16 декабря 2014 г. «О внесении изменений в отдельные Областные Законы в сфере осуществления местного самоуправления и взаимодействия с некоммерческими организациями». Вступил в силу через десять дней со дня официального опубликования. Опубликован: «Волна», №43, 6 октября 2009 г. (Совет депутатов Архангельской области. Областной Закон № 65-5-ОЗ от 23 сентября 2009 г. « Об административно-территориальном устройстве Архангельской области» с изменениями, внесенными Законом области от 16 декабря 2014 г. № 232-13-ОЗ « О внесении изменений в различные Областные законы, регулирующие процесс муниципального самоуправления и отношения с некоммерческими организациями ( вступают в силу со дня, который составляет десять дней после официального опубликования).
- Архангельское областное Собрание депутатов. Областной закон №258-внеоч.-ОЗ от 23 сентября 2004 г. «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области», в ред. Областного закона №224-13-ОЗ от 16 декабря 2014 г. «Об упразднении отдельных населенных пунктов Соловецкого района Архангельской области и внесении изменений в статью 46 Областного закона« О статусе и границах муниципальных образований в Архангельской области »». Вступил в силу со дня официального опубликования. Опубликован: «Волна», №38, 8 октября 2004 г. (Архангельский областной Совет депутатов. Областной закон от 23 сентября 2004 г. № 258-внеоч.-ОЗ « О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» с изменениями, внесенными Законом области № 224-13-ОЗ от 23 сентября 2004 г. 16 декабря 2014 г. Об упразднении нескольких населенных пунктов в Соловецком районе Архангельской области и о внесении изменений в статью 46 областного закона «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» . Вступает в силу со дня официального утверждения публикации.).
- Брамфилд, Уильям. Каргополь: Архитектурное наследие в фотографиях (М .: Три Квадрата, 2007) ISBN 978-5-94607-083-6 (на английском и русском языках)
XIV-XIX века
В XIV веке под городом и в округе возникают первые монастыри: Строкинская пустынь на Козьем болоте, основанная иноком Вассианом (позднее Спас-Каргопольский монастырь), Кирилло-Челмогорская пустынь. В это же время, по преданию, Иоанном (или Ионою) Волосатым близ города был основан Успенский монастырь, позже ставший женским. В 1453 годом возник Александро-Ошевенский монастырь. Появление монастырей говорит о росте города и его значении как центра обширных земель.
Христорождественский собор в Каргополе
Значение Каргополя как административного и торгового центра Онежской земли предполагало наличие в городе основных административных учреждений. Здесь хранилась «государева казна», поступления в которую шли со всех волостей уезда. О былом богатстве Каргополя напоминают величественные каменные храмы.
С падением Новгорода власть над северными землями переходит к Московскому княжеству. В XVI веке город быстро растет и богатеет. Возводится новый острог, застраивается посад. Возвышением своим Каргополь обязан выгодному экономическому и географическому положению. В нём пересекались пути из Новгорода в Двинские земли и из Вологодских и Белозерских земель в Поморье. Через Каргополь идет торговля солью и рыбою из Поморья. Царские грамоты давали городу привилегии в торговле солью, вологжане же и белозерцы не имели права ездить к морю и должны были покупать соль в Каргополе. Этим правом злоупотребляли каргопольские купцы, подмешивая в соль известку — «кардеху», на что жаловались царю вологжане и белозерцы.
В завещаниях московских великих князей и царей Каргополь упоминается в числе значительных владений. В духовном завещании Ивана III сыну Василию отдается «Великий Новгород со всеми с пятью пятинами, с волостьми и с погосты… Да сыну же своему Василию даю Заволотцкую землю всю, Онего и Каргополе, и все Поонежье, и Двину, и Вагу, и Кокшенгу, и Вельской погост, и Колмогоры, и всю Двинскую и Заволотцкую землю…». По этому же образцу составлена и духовная грамота Ивана IV сыну Ивану. При Иване Грозном, в опричнину, царь взял Каргополь «на свой особной обиход».
Ко времени Ивана Грозного относится возведение древнейшего архитектурного памятника города — Христорождественского собора (1552 -1562). Огромное белокаменное здание символизировало богатство и величие славного торгового города.
В 1612 году к Каргополю подошли польско-литовские войска и начали осаду города. Каргопольцы отбили три штурма и разгромили врагов. Атаки на город повторились в 1613, 1614 и 1615 годах. Но только при штурме 1615 года Каргополь пал.
Соборная площадь КаргополяФото: commons.wikimedia.org
В XVII-XVIII веках в Каргополе процветает торговля солью, рыбой, салом морского зверя. Возводятся новые храмы, расширяется посад. Город управляется воеводами, в ведении которых находилось все Поонежье (так назывались земли по реке Онеге, в отличие от Обонежья — земель по берегам озера Онего). В годы Северной войны в город был назначен комендант, а сам Каргополь некоторое время находился в ведении Адмиралтейства. По административному делению город принадлежал попеременно к Ингерманландской, Санкт-Петербургской, Новгородской губерниям. В 1776 году Каргополь стал уездным городом Олонецкой провинции Новгородского наместничества, с 1801 года — Олонецкой губернии. В царствование Екатерины II у Каргополя появился герб: агнец лежит на пылающем костре.
Достопримечательности Каргополя
- Ансамбль Соборной площади: Христорождественский собор (1552—1562) — Объект культурного наследия РФ № 2910038002 памятник архитектуры (федеральный)
- Колокольня на Соборной площади (1765—1778) — Объект культурного наследия РФ № 2910038001 памятник архитектуры (федеральный)
- Введенская церковь (1802—1810) — сейчас Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей Объект культурного наследия РФ № 2910038003 памятник архитектуры (федеральный)
- Церковь Иоанна Предтечи (1740—1751) — Объект культурного наследия РФ № 2910038004 памятник архитектуры (федеральный)
Ансамбль Красноармейской площади:
- Благовещенская церковь (1682—1692) — Объект культурного наследия РФ № 2910037001 памятник архитектуры (федеральный)
Никольская церковь (1741) — Объект культурного наследия РФ № 2910037002 памятник архитектуры (федеральный)
Церковь Рождества Богородицы (1678—1682) — Объект культурного наследия РФ № 2910037003 памятник архитектуры (федеральный)
Валушки, кольцо земляных валов оставшихся от давно сгоревшего острога — Объект культурного наследия РФ № 2910036000 памятник архитектуры (региональный)
Воскресенская церковь (конец XVII века) — Объект культурного наследия РФ № 2900000780 памятник архитектуры (региональный)
Церковь Сошествия Святого Духа (вторая половина XVIII века) — Объект культурного наследия РФ № 2900000779 памятник архитектуры (региональный)
Троицкая церковь (1790—1878) — Объект культурного наследия РФ № 2910040000 памятник архитектуры (федеральный)
Церковь Зосимы и Савватия на Горке (1814—1819) — сейчас Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей Объект культурного наследия РФ № 2900040000 памятник архитектуры (региональный)
Дом Вешнякова (конец XVII — начало XVIII века) — купеческий особняк — Объект культурного наследия РФ № 22900000445 памятник архитектуры (региональный)
Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей(1919)
Дом-музей семьи Шевелевых и глиняной игрушки — Объект культурного наследия РФ № 2900000128 памятник архитектуры (региональный)
Дом-музей Николая Федоровича Аннина — большое этнографическое собрание
Стоянка «Кубенино» (II—I века до н. э.), 4 км восточнее Каргополя, на восточном берегу реки Онеги — Объект культурного наследия РФ № 2910041000
Архитектура города
В XVIII веке Каргополь потерял своё торговое значение. Но именно в это время сформировался архитектурный облик города. На Соборной площади стоял Христорождественский собор. Возле него возвышалась колокольня. Окружало их древнее кладбище. Рядом находился торг, базар, собиравшийся по понедельникам. Сюда, к каргопольскому торгу, подводили все пути, по которым приходили и приезжали люди из ближних и дальних мест. Водный путь проходил по реке Онеге. Сухопутных же путей было несколько. С севера шёл Архангельско-Онежский тракт, с востока через реку переходил Важский путь, с юга и запада, сходясь у города, — Вытегорский и Пудожский тракты. Все дороги заканчивались в одной точке — на Соборной, или Торговой, площади. Это и послужило основой планировки города и создания городского центра не у крепости, которая в XVIII веке обветшала и разрушилась, а на посаде, у торга. На площади возле главной святыни города — собора — возникли новые каменные здания.
В 1732 году возвели каменную Входиерусалимскую церковь, которая до наших дней не дошла. Церковь была двухэтажной, кубической формы, увенчанная пятью главами на тонких вытянутых барабанах. Стояла она к востоку от собора. В 1740-1751 годы построили церковь Иоанна Предтечи, недалеко от Входиерусалимской, ближе к главной улицы (ныне улица Октябрьская).
В 1765 году в Каргополе случился страшный пожар. Сгорело семь каменных, две деревянные церкви, административные здания, торговые ряды, до трехсот домов. Пожар уничтожил и стоявшую неподалеку соборную колокольню. Какова она была, мы не знаем, известно только, что на ней были часы «с лунным течением». Новая колокольня стала отстраиваться вскоре после пожара — она и возвышается сейчас в центре города.
Промышленное развитие мало коснулось Каргополя. Северная железная дорога прошла в стороне — в 78 км. Может быть, и хорошо, что железная дорога обошла Каргополь, и он, как и множество других малых российских городов, остановился в своем развитии — до сих пор тут нет ни многоэтажных зданий, ни крупных промышленных предприятий, и можно увидеть, какой была Россия сто лет назад.